|
Ольга Николаевна Стрижова-Гольденберг
Значительный вклад в развитие отечественного вокального искусства внесла
Ольга Николаевна Стрижова-Гольденберг (04.07.1923-13.05.1984)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977 г.), профессор (1978 г.), заведующая кафедрой сольного пения Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова (1969 - 1984).
Она родилась в городе Иванове Ивановской области в семье банковского служащего. Её отец неплохо играл на виолончели, имел приятный голос. В доме часто звучали русские народные песни, романсы. Ольга училась игре на фортепиано, по воспоминаниям одноклассников ни один вечер не проходил без её пения. В 1940 г. после окончания средней школы Стрижова поступает учиться в Московский авиационный институт. В то время в институте формируется оперный класс (руководитель проф. А.И. Мурини), в работе которого Ольга Николаевна принимает самое активное участие. Весной 1941 г. она успешно дебютирует на сцене театральной студии МАИ в партии главной героини оперы Даргомыжского "Русалка".
В начале Великой Отечественной войны институт был эвакуирован из Москвы. Ольга Николаевна возвращается в Иваново, где по настоянию родителей продолжает обучение в Текстильном институте и по собственной инициативе поступает в музыкальное училище (класс вокала преп. М.А. Пророковой). Период обучения был насыщен участием в многочисленных шефских концертах в госпиталях, в учебных заведениях, на предприятиях города и области.
Судьбоносным в жизни Стрижовой стало её участие в смотре музыкальных учебных заведений России в 1944 г. Она успешно миновала два тура и, выступив в Москве на третьем с Государственным оркестром под управлением В.В. Небольсина, получила рекомендацию для поступления на вокальное отделение Московской консерватории.
Годы учёбы в столичной консерватории в классе сольного пения проф. Н.Г. Райского, общение с его знаменитыми учениками С. Лемешевым, В. Фирсовой, Г. Тицем Ольга Николаевна в дальнейшем вспоминала с особым трепетом.
В 1946 г. по семейным обстоятельствам Стрижова уезжает из Москвы. Она переводится на 3 курс Саратовской консерватории в класс проф. В.Ф. Туровской. Под её руководством и благотворным влиянием профессоров кафедры оперной подготовки (Н.П. Варламова, А.О. Сатановского, Н.А. Шкаровского) окончательно формируется тот фундамент, на котором впоследствии будет кропотливо выстраиваться блестящая вокальная школа Стрижовой - певицы и педагога.
Собиновская стипендиатка Ольга Стрижова закончила консерваторию в 1949 г. Сохранилась выписка из протокола заседания ГЭК. Председатель комиссии проф. Московской консерватории В.К. Натансон так оценил творческий потенциал дипломницы: "Стрижову считаю выдающейся певицей по тембру, обаянию, сдержанности. Она живёт в образе, чувствует партнёра, захватывает от начала до конца. Несомненно, перспективна, ... высокоталантливая, музыкально-одарённая, овладевшая вокальным мастерством ... Может быть рекомендована для прохождения аспирантуры".
После окончания консерватории Ольгу Николаевну оставляют на кафедре сольного пения ассистентом проф. В.Ф. Туровской, а через год ей поручают самостоятельный класс. Не останавливаясь на достигнутом, Стрижова стремиться повысить свой профессиональный уровень: занимается с профессором Московской консерватории А.Л. Доливо, отлично сдаёт кандидатские экзамены по специальности и методике в Музыкальном институте им. Гнесиных.
Параллельно с педагогической деятельностью Ольга Николаевна продолжает начатую ещё в студенчестве работу в областной филармонии, театре оперы и балета. Она часто выступает с сольными концертами в консерватории, на радио и телевидении, в шефских концертах для населения и воинов Советской Армии, поёт с оркестром, трио, квартетом. Поражает широта диапазона её исполнительской и просветительской деятельности, а так же объём и разнообразие её репертуара. Ольгой Николаевной были исполнены вокальные циклы и программы, включающие произведения Баха, Бетховена, Брамса, Вольфа, Шуберта, Шумана, Листа, Шоссона, романсы и песни доглинковского периода, романсы Глинки, Даргомыжского, произведений Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, произведения композиторов-современников: Глиэра, Свиридова, Шостаковича, Шапорина, Хачатуряна, Таривердиева: композиторов Поволжья: А. Нестерова, А. Касьянова. Стрижова внесла большой вклад в пропаганду творчества саратовских композиторов (В. Ковалёва, А. Котилко, Б. Сосновцева, М. Симанского), являясь подчас первой исполнительницей их произведений.
В значительной степени успеху певицы способствовали её совместные выступления с дирижерами Н.Г. Факторовичем, Н.А. Шкаровским, виолончелистом Н.Э. Цеделером, скрипачом Н.А. Гольденбергом, пианистами Н.М. Цыгановой и А.Д. Франком. Следует отметить получившее широкую известность и признание саратовской публики многолетнее сотрудничество Ольги Николаевны с Еленой Ивановной Губановой, которое продолжалось более трёх десятилетий.
И всё же при всей многогранности концертной деятельности делом жизни Стрижовой стала педагогика. За 35 лет Ольга Николаевна подготовила целую плеяду высококлассных мастеров вокального искусства, многие из которых и по сей день работают в театрах, филармониях, музыкальных ВУЗах и училищах России и стран СНГ.
"Абсолютное большинство студентов Стрижовой О.Н. обладают правильным звукообразованием и голосоведением, отсутствует в звуке пестрота, очень точная интонация ..., исполнение всегда носит законченность и сделанность" - отмечал главный дирижер саратовского театра оперы и балета, Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Н.А. Шкаровский.
Среди её учеников, несомненно, в первую очередь следует отметить Галину Ковалёву (1932-1995) - солистку Ленинградского (ныне Мариинского) академического театра оперы и балета, лауреата Государственной премии РСФСР им. Глинки, лауреата международных конкурсов в Софии, Тулузе, Монреале, Народной артистки СССР, профессора кафедры сольного пения Ленинградской консерватории.
"Мне повезло - вспоминала Г. Ковалёва - в консерватории я встретила замечательного наставника - Ольгу Николаевну Стрижову. Каждая ария, каждый романс, каждая скромная вокальная миниатюра, спетая у неё на уроке, приближали меня к цели, к профессии музыканта ... (она) учила меня жить музыкой, а не только чисто интонировать или грамотно строить фразу" ("Говорит и показывает Москва" 1974 г., N 38, с. 5). "Человек высокой настоящей культуры она всё, что знала и умела сама старалась вложить в мою душу... в моё владение профессией... Моё чувство к Ольге Николаевне я затрудняюсь назвать каким-то одним словом, это гораздо больше, чем благодарность ... второй Ольги Николаевны у меня не было, да это, наверное, было бы несправедливо щедро. ("Советская Россия" от 28.12.1978 г.).
Среди выпускников класса Стрижовой немало и других выдающихся современных исполнителей: Народная артистка России Светлана Костина; Заслуженные артисты России: Л. Воробьёва, Л. Гусева, Р. Лунёва, Т. Луцак, В. Самойлова, В. Симирницкая, Л. Степанец, А. Тарасова, Н. Тарасова: Заслуженная артистка КБ АССР С. Богатыжева; лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. Мусоргского А. Фатькина; дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады И. Пригода; дипломант конкурса вокалистов республик Средней Азии Р. Полянская и многие другие.
Большое внимание уделяла Ольга Николаевна развитию вокальной культуры национальных республик Поволжья и Северного Кавказа.
С 1977 г. она разрабатывала и читала курс лекций по истории вокального исполнительства и педагогики. Высокий уровень её учебно-педагогической работы отмечался на Всесоюзных и Республиканских конференциях, смотрах консерваторий РСФСР, в центральных и местных газетах ("Правда", "Известия", "Вечерний Ленинград", "Советская культура", "Говорит и показывает Москва", "Заря молодёжи", "Коммунист"), музыкальных журналах ("Советская музыка", "Музыкальная жизнь").
Ольга Николаевна всегда щедро делилась своим опытом. Она давала открытые уроки, выступала с докладами на Всесоюзных и Всероссийских конференциях музыкальных ВУЗов страны. Её методические работы по воспитанию высоких женских голосов нашли широкое применение в практической деятельности многих педагогов музыкальных ВУЗов и училищ.
В 1962 г. Стрижова была введена в состав научно-методического Совета Главного управления учебных заведений и кадров при Министерстве культуры РСФСР, а в 1977 г. она стала заместителем председателя (Н.Д. Шпиллер) Совета.
С 1969 г. и до конца жизни Ольга Николаевна заведовала кафедрой сольного пения Саратовской консерватории. По отзывам коллег, она умела сплотить коллектив, создать спокойную деловую и творческую атмосферу, пользовалась заслуженным авторитетом среди педагогов и студентов. За время её руководства кафедра стала одной из ведущих в РСФСР. "Стрижова Ольга Николаевна для всех нас была примером прекрасной певицы, человека, руководителя кафедры" отмечали профессора вокальной кафедры института им. Гнесиных З. Долуханова, Н. Шпиллер, Л. Дмитриев.
Она неоднократно была членом жюри Всероссийских и Всесоюзных конкурсов вокалистов.
За большой вклад в развитие отечественного вокального искусства, ей было присвоено почётное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР" (1977 г.) и ученое звание профессора по кафедре сольного пения (1978 г.).
Преждевременная смерть О.Н. Стрижовой вызвала поток телеграмм. Пришла телеграмма и от Правительства РСФСР: "Профессор вокальной кафедры Ольга Николаевна Стрижова - выдающийся педагог, подготовивший целую плеяду выдающихся исполнителей. Она внесла большой личный вклад в развитие искусства России".
А.Н. Гольденберг, доцент кафедры струнных инструментов
Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова
Вверх
|
|
|