|
Наум Абрамович Гольденберг
Наум Абрамович Гольденберг (18.09.1917-13.12.1990)
- прекрасный музыкант, счастливо сочетающий качества серьёзного, глубокого и вдумчивого педагога
и воспитателя с яркими исполнительскими данными (Д. Ф. Ойстрах, 1960 г.)
- внес значительный вклад в развитие отечественного исполнительства и педагогики.
Он родился в Саратове в семье служащего. Отец, Абрам Соломонович, любил музыку, сам играл на скрипке. Вероятно, первые музыкальные впечатления, а возможно, и навыки Наум Абрамович получил в раннем детстве именно в семье. С 8 лет он учился в Республиканской музыкальной школе (ныне ЦДМШ), затем - в Музыкальном техникуме.
Период его жизни с 1934 по 1941 и с 1943 по 1946 годы связан с Москвой.
Здесь в классах великих профессоров XX века Д.Ф. Ойстраха, Л.М. Цейтлина, А.И. Ямпольского
Н.А. Гольденберг получает блестящую скрипичную школу (Музыкальное училище при Московской консерватории - 1934-1938 гг.;
Московская консерватория - 1938-1945 гг.)
Параллельно с учёбой он работает в оркестре театра им. Вахтангова (1938-1941),
в Государственном симфоническом оркестре Союза ССР (1943-1945).
Вспоминая это время, Наум Абрамович отмечал, что возможность наблюдать выдающихся актёров в процессе их работы,
творческое общение с крупнейшими дирижёрами (А.В. Гауком, Н.С. Головановым, Е.А.Мравинским, С.А.Самосудом),
композиторами (С.С. Прокофьевым, Д.Д. Шостаковичем, Ф.М. Глиэром, А.И. Хачатуряном),
исполнителями (Д.Ф. Ойстрахом, Г.Г. Нейгаузом, С.Н. Кнушевицким, И. Менухиным),
сыграло огромную роль в формировании его как личности и музыканта.
В начале Великой Отечественной войны Гольденберг вступает в ряды народного ополчения, но через 1,5 месяца по состоянию здоровья его снимают с военного учёта. В октябре 1941 г. Московская консерватория была эвакуирована в Саратов, где объединилась с местной консерваторией. Среди прибывших профессоров, преподавателей и студентов находились Л.М. Цейтлин, М.И. Ямпольский, Я.И. Рабинович, Л.М. Гинзбург, Ю.И. Янкелевич, Б.В. Беленький, Б.В. Питкус, М.Л. Затуловский, Р. Дубинский, В. Рабей, Б. Реентович, Я. Слободкин, В. Берлинский. В эвакуации наряду с учёбой Гольденберг работает в оркестрах Московского Художественного театра (1941-1942), Саратовского оперного театра (1942-1943), в симфоническом оркестре консерватории, выступает в составе шефских артистических бригад.
С трепетом вспоминал Наум Абрамович свои выступления с Народными артистами СССР А. Тарасовой, И. Москвиным, Н. Хмелёвым, А. Грибовым, М. Прудкиным, Б. Ливановым; исполнение квинтета Шостаковича с профессором А. Иохелесом. Он много рассказывал о поездке с бригадой артистов в Сталинград. В состав бригады входили певица О. Калинина, балерина В. Дубровина, Заслуженный артист РСФСР баянист И.Я. Паницкий и студенты консерватории. Сохранилась копия документа, отправленного Сталинградским Областным отделом по Делам искусств в адрес ректора Московской консерватории Г. Столярова:
"За время пребывания в творческой командировке бригада студентов Вашей консерватории в составе: пианиста А. Франка, виолончелиста В. Берлинского и скрипача Н. Гольденберга в Сталинграде и освобожденных районах Сталинградской области проявила творческое горение и подлинно советский энтузиазм в своей работе. Многочисленные слушатели города-героя отмечали особенность талантливого исполнения молодых музыкантов. Сталинградский Областной отдел по Искусству и Областная Госэстрада считают необходимым отметить глубокую эмоциональность, прекрасно развитую технику, отличное звучание."
Летом 1943 г. Московская консерватория, а вместе с ней и Наум Абрамович, возвращается в Москву. В 1945 г. он заканчивает консерваторию, в том же году он становится семейным человеком, на всю жизнь связав свою личную и творческую судьбу с певицей О.Н. Стрижовой, тогда студенткой II курса Московской консерватории.
В январе 1946 г. Гольденберг направляется на работу в Саратовскую филармонию в качестве скрипача-солиста. Работая в филармонии, он успешно выступает в Саратове и области, в Астрахани, Сталинграде, Оренбурге, Уральске, исполняет большое количество сольных и ансамблевых произведений русских, советских и зарубежных композиторов, организовывает струнный квартет.
В 1952 г. Наум Абрамович оставляет штатную работу в филармонии, но, тем не менее, продолжает интенсивную исполнительскую деятельность. Его репертуар включает более ста произведений крупной формы, охватывающих практически все стили классической музыки. Неоднократно обращался Гольденберг к творчеству Бетховена: им исполнены трио, квартеты, цикл "10 сонат для скрипки и фортепиано" (в 1952 г. с Б.К. Радугиным и в 1963-1964 гг. с А.Д. Франком). Он был первым исполнителем в Саратове произведений А. Бабаджаняна, П. Владигерова, Н. Метнера, Н. Мясковского, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. К. Шимановского, Д. Шостаковича, активно пропагандировал произведения саратовских композиторов А. Котилко, О. Моралёва, Б. Сосновцева.
Многогранная концертная практика Наума Абрамовича успешно сочеталась с педагогической. Именно педагогика стала основным видом его деятельности, смыслом его жизни. Он начал преподавать в 1946 г. в республиканской музыкальной школе, затем . в музыкальном училище, и, наконец, с 1950 г. в консерватории. За время работы на кафедре струнных инструментов Саратовской консерватории он подготовил не одно поколение высокопрофессиональных музыкантов, прекрасно зарекомендовавших себя как в России, так и за рубежом. Среди них
Народный артист Дагестана, лауреат Государственной премии М. Абуев,
Заслуженный работник культуры РФ Г. Алиева,
Заслуженный артист РФ, доцент В.Богачинский,
М. Буянер,
М. Буневицкий,
доцент Т. Быкова,
Заслуженный артист РФ, доцент В. Витман,
Г. Габрусь,
Заслуженный работник культуры РФ, доцент А. Гольденберг,
А. Гришаев,
Заслуженные работники культуры РФ Э. Завилянская, Д. Иванова,
Д. Инсарский,
доцент Э. Козлова,
Народный артист РФ, доцент Г. Кузьмин,
Л. Коробейникова, И. Лысова,
доцент В. Макушкин,
Заслуженный артист РФ В. Найден,
А. Нарочный,
З. Пиндрик, Л. Портной,
Заслуженные работники культуры РФ И. Ратнер,
Л. Ромадина, доцент Т. Сандлер, А. Сенокосова, П. Серков,
Заслуженный работник культуры РФ Л. Соколова, Е. Степанова, О. Степанов, В. Тимошкин,
Заслуженный артист Чувашии З. Шапиро, О. Шипицина, Р. Штейнфер,
Заслуженный артист РФ, профессор В. Шувалов.
Только в Саратове и области работают около шестидесяти его выпускников, продолжающих традиции своего учителя.
Многие из них стали дипломантами Всесоюзных конкурсов, а квартет "Моц-Арт" - лауреатом премии "Золотой Аполлон 2000".
До сих пор актуальны его методические рекомендации, изложенные в работах: "Донт-Этюды для скрипки", "Данкля-Этюды", "Крейцер-Этюды". Он придавал огромное значение воспитанию навыков предслышания, предощущения, концентрации внимания, постоянного слухового контроля; нацеливал ученика на раскрытие художественного содержания произведения и выверенности "технических операций" для его воплощения. Наум Абрамович учил мыслить, часто цитировал слова А. Ауэра о том, что "если данное лицо не способно к тяжелому умственному труду и длительной сосредоточенности, то сложный путь к овладению столь трудным инструментом как скрипка, является простой потерей времени". (Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке. М., 1965г., с. 30)
Наум Абрамович непрестанно находился в поиске, он был открыт для всего нового, стремился показать игру студентов своего класса музыкантам, приезжавшим в Саратов на гастроли. Незабываемыми остаются творческие встречи его студентов с Давидом Фёдоровичем Ойстрахом, Валентином Александровичем Берлинским, Игорем Ойстрахом, Дмитрием Михайловичем Цыгановым, Юлианом Ситковецким, Виктором Пикайзеным, Ириной Бочковой.
Студенты Гольденберга успешно выступали на Всероссийских конкурсах, фестивалях, смотрах, олимпиадах. В личном деле Гольденберга сохранились документы, характеризующие его педагогическую деятельность. Один из них подписан Народной артисткой СССР Вероникой Дударовой, в то время главным дирижером и художественным руководителем Государственного оркестра:
"С московским государственным симфоническим оркестром в заключительных турах Всероссийских конкурсов играли студенты Саратовской Консерватории - ученики Н.А. Гольденберга: Валерий Найден и Михаил Буянер. В настоящее время концертмейстером симфонического оркестра является Александр Гришаев, так же ученик Н.А. Гольденберга. Все трое обладают высоким профессионализмом, хорошей технической оснащённостью, единой манерой игры, культурой исполнения, отличным звучанием... Н.А. Гольденберг - отличный педагог, он готовит ... высокопрофессиональных артистов, является достойным представителем школы Московской консерватории и своего преподавателя Давида Ойстраха".
В данном контексте примечателен отзыв членов жюри II Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (Народного артиста РСФСР, заведующего кафедрой скрипки Московской консерватории, проф. Д.М. Цыганова; кандидата искусствоведения, проф. Ю.И. Янкелевича; проф. П.А. Бондаренко), где отмечается, что
"ученики класса Н.А. Гольденберга постоянно показывают высокую музыкальную и исполнительскую культуру, безукоризненную методическую направленность. Показы учеников свидетельствуют о педагогическом мастерстве Н.А. Гольденберга, его умении найти правильный подход к раскрытию индивидуальных качеств учеников. большой педагогической эрудиции, его опыте и зрелости, ... творческой активности, целеустремлённости, высоком педагогическом мастерстве".
Огромное внимание Наум Абрамович уделял качеству работы концертмейстеров, считая, что половина успеха скрипача зависит от пианиста. Он добивался поразительного ансамблевого единства, основанного на взаимопонимании подчас очень разных индивидуальностей. В его классе ещё будучи студентами начинали свою ансамблевую деятельность такие музыканты как Заслуженные артисты РФ, профессора А. Киреева, Т. Кан, доценты А. Чередниченко, М. Христиансен, И. Рубина, О. Григорьева.
А. Чередниченко вспоминает:
"... Наум Абрамович пригласил меня, первокурсницу, работать концертмейстером в его класс, доверив сразу очень сильных студентов. Концерты, поездки на конкурсы и уроки, уроки... Долой волнения и скованность новичка - начинается магия урока, который раскрепощает, поднимает эмоционально, и ты начинаешь играть. Вызвать в ученике чувство свободы и радости музицирования - высший педагогический дар. Эти "полёты наяву" сочетались с жесткими требованиями ремесла, которое есть ритм, культура звука, точность прочтения нотного текста. Какими унылыми казались тогда эти скрупулёзные занятия, как они теперь благословенны! Уверена, это подтвердят все ученики Наума Абрамовича, создателя современной Саратовской скрипичной школы"
("Дар свободы", газета "Сфера", 13.04.91 г.).
Памяти Учителя посвящён юношеский конкурс скрипачей имени Наума Абрамовича Гольденберга, учреждённый по инициативе его учеников в 1994 году и проводимый каждые три года в Саратове.
А.Н. Гольденберг, доцент кафедры струнных инструментов
Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.А. ГОЛЬДЕНБЕРГА. // Вопросы психологии творчества. Вып.6.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. С. 254 . 262.
Вверх
|
|
|